Исследование «Потенциал сельского женского предпринимательства в Казахстане»

Результаты исследования потенциала женского сельского предпринимательства в Казахстане представлены неправительственными организациями в рамках круглого стола «Женское предпринимательство на селе – определение форм поддержки и преодоление препятствий», прошедшего 18 февраля в г.Нур-Султан.

Смотреть Презентацию социологического исследования «Потенциал сельского женского предпринимательства в Казахстане» 

Опрос более тысячи сельских женщин в 14 регионах Казахстана показал наличие внушительного потенциала сельского предпринимательства в стране: почти треть женщин хотели бы начать собственное дело. 

Исследование показало, что 30,6% респонденток уже заняты малым бизнесом, 11,2% намерены открыть свое дело в ближайшие 3 года, и еще 20,4% – в неопределенном будущем. Такие цифры дают основания предполагать наличие дополнительного потенциала женского сельского предпринимательства в 31,6%. При этом 5% респонденток имели неудачный опыт предпринимательства и не намерены его повторить, 24% считают, что бизнес – это не их стезя, а 9% затруднились ответить. 

Исследование также выявило:

- основные причины для открытия женщинами своего дела на селе;

- уровень опасений, мотивации и готовности к предпринимательской деятельности; 

- основные проблемы и препятствия (экономические, технологические, психологические, семейные и т.п.) для начала занятия предпринимательством в трех основных регионах; 

- потребности женского сельского населения в формах поддержки и их предпочтения по методам такой работы.

Мотивы сельчанок для открытия бизнеса, помимо увеличения дохода, связаны с желанием быть независимой и реализовать свои мечты. Женщины преимущественно нацелены на такие сферы, как торговля, индустрия красоты, общественное питание и отельный бизнес, что может послужить развитию туристического потенциала отдельных регионов. У состоявшихся сельских предпринимательниц занятие фермерством стоит на четвертом месте, что указывает на недооцененность потенциала этого направления.

Страх неудачи в бизнесе в среднем по Казахстану присутствует у 56% сельских женщин, он чаще встречается в Карагандинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях (66-81%). Основные опасения связаны с поиском финансирования и боязнью потерять деньги. На третьем месте стоят психологические факторы, в частности – боязнь сложностей ведения отчетности и проверок. Однако эти препятствия вполне разрешимы с помощью практических занятий по преодолению психологических барьеров и ведению бухгалтерии, которые как раз предлагаются образовательными программами проекта «Белестерi», что подтверждается высоким спросом на эти программы.

В рамках опроса был проведен углубленный анализ мотивов, опасений и желаемой поддержки среди женщин из Алматинской, Туркестанской и Акмолинской областей. Главными проблемами жительницы этих регионов называют безработицу, низкий уровень жизни, состояние или отсутствие дорог, транспорта и связи. Также особенно актуальны для Туркестанской и Алматинской областей высокая стоимость аренды или покупки помещений, а для Акмолинской – сложности с подключением к водо- и электросетям. Среди социальных проблем в Алматинской области отмечают острый дефицит детских садов, в Акмолинской – низкий уровень медобслуживания, в Туркестанской – семейные конфликты. При том, что в Туркестанской области желание заняться бизнесом среди женщин достаточно велико, 36% не знают, с чего начать. В Алматинской таковых более 43%, но при этом и степень желания у респонденток значительно ниже. В Акмолинской области сельчанки более «продвинуты» и видят барьеры скорее в недостатке собственных знаний о делопроизводстве, налогообложении и возможностях сбыта продукции. 

Исследование также вскрыло большую разницу в потребностях сельских женщин. Выяснилось, что финансирование является приоритетным в Туркестанской и Алматинской областях, тогда как в Акмолинской области предпочтительны обучающие семинары, обучение конкретным направлениям бизнеса, встречи с успешными предпринимателями. Для жительниц Туркестанской области также значимыми оказались информационно-консультативная поддержка и онлайн-обучение конкретным направлениям бизнеса. Для алматинских предпринимательниц на втором месте стоят встречи с успешными бизнесменами.

Несмотря на существующие сложности, большинство женщин из числа опрошенных планируют открывать свое дело, большинство готовы перейти от планов к действию уже в этом году.

Проект «Coca-Cola Белестерi» продолжит свою работу и будет использовать специфический подход к каждой области с учетом полученных данных, чтобы максимально эффективно отвечать на запросы местных сообществ женщин.

Исследование с целью выявления потенциала женского предпринимательства на селе и необходимых мер поддержки было проведено «Центром исследований «Сандж»» по заказу оргкомитета социального благотворительного проекта «Белестерi» и Форума сельских женщин Казахстана при финансовой поддержке компании Coca-Cola.

18 февраля 2022

Связаться с нами
officer@ccb.kz